Экспедиция в поисках потерянного рая (на cкутере в Грузию) 2 часть

Хождение по сибирскому морю
Отдохнув два дня на святой земле, омытой кровью новомучеников российских, мы едем далее в село Завьялово, на берег новосибирского водохранилища, в недавно основанный мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Собираясь в далекий путь, мы составили примерный план путешествия. Нашей главной целью будет Урал, где мы должны поклониться царским мученикам, убиенным под Екатеринбургом. Ехать далеко, чем разнообразить путь, где останавливаться в пути? Знакомых у нас здесь нет, остаются монастыри и прочие благостные места.

Дорога в завьяловский монастырь - хуже не придумаешь, разбитая бетонка, но для монастыря лучше не придумаешь – такая дорога отсеивает всех лишних посетителей.

По дороге в Завьялово мы стали свидетелями нетрадиционного отдыха обеспеченных сибиряков. Представьте себе, голую выжженную солнцем степь, на берегу моря (Новосибирского водохранилища) стоит с десяток дорогих машин кайтингистов. Так называют тех, кто ходит по воде с помощью разных приспособлений, что еще вчера могли себе позволить только святые и праведники.
У самого берега над водой летают огромные воздушные змеи. Кайтингист, стоя на водных лыжах, держится за этого змея и управляет им с помощью веревок. Нужно поймать ветер, поймать волну и тогда ты можешь вытворять все что угодно.

В завьяловский монастырь приехали вечером. Попросились на ночлег, помня, что паломников принимают во всех монастырях. Отец Лазарь, на которого здесь временно возложена функция настоятеля, ответил: «Тебя одного я бы мог принять, но всех вас…». И он нам рассказал, где есть хорошее место под палатку на берегу речки Каракан.
Поляна где мы разместились оказалась во истину благодатным местом - теплющая вода в неглубокой речке, комаров почти нет, непривычная для горожанина просто нереальная тишина, и мы были одни на этом празднике жизни, на краю отмаливаемого монахами села. Здесь было так благостно и покойно, что мы тут тоже проведем две ночи. За всю поездку мы ни где более двух дней стоять не будем.

Здесь, на берегу Каракана было еще лучше чем в Ложке. А вообще, каждая наша последующая ночевка была лучше предыдущей. Наша самая первая ночь на Томи у детского православного лагеря была идеальна, но все следующие еще лучше.

В Завьялово тебя везде преследует запах полыни. Не знаю как вам, а мне очень нравится запах простой полыни. Иногда сорвешь верхушку и упиваешься этим запахом природы, который в тысячу раз вкуснее и нежнее, самых дорогих французских духов. Или идешь с кем-нибудь, сорвешь и дашь ему понюхать, и твой спутник шокирован, что так может быть вкусна обычная полынь.

На следующее утро мы пойдем на службу в примонастырскую домовую церковь. С трудом отыскали мы эту катакомбную церквушку, которую монахи временно основали в подвале бывшего купеческого дома. Но когда во время службы монахи запоют аллилуйя, это бесконечное аллилуйя, запоют такими необычными многострадальческими голосами, что у меня дыхание захватило и захотелось бесконечно каяться во всех грехах и за себя, и за всех своих родных и близких как живущих, так и умерших, и за весь наш подлунный мир. Я подумал, что именно так должны петь ангелы. Позже я прочту у философа А. Лосева: «Кто бывал в настоящих монастырях, тот знает, что в атмосфере подвига и молитвы, послушания, смирения и самоиспытания, монашеское пение в храме напоминает ангельское пение; монахи поют как ангелы».

В церкви при входе висел листочек с биографией псаломщика завьяловского храма, первого учителя села Завьялова, Павла Васильевича Гевлича, расстрелянного в 38 году – одного из нескольких миллионов безвестных праведников земли Российской, не отказавшихся от своей веры, тех людей, благодаря которым и стоит наш мир (сказано, жива та страна, в которой есть хоть несколько праведников, то есть не олигархов, не шоуменов, не футболистов, которыми все сегодня восхищаются, и даже не писателей и ученых, а именно праведников).

В небольшом Завьялово сегодня два храма, один старинный, огромный и очень красивый, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенный более ста лет назад томским купцом Иваном Богомоловым. Его супруга тяжело болела и часто посещала святой источник рядом с их домом, где и получила чудесное исцеление. В память об этом исцелении он поставил в селе храм. Источник тот жив и поныне. Мы с отцом Лазарем сходим к нему, источник сегодня сильно оскудел, но монахи надеются, что он со временем восстановится – сколько паломников, таков и поток святой воды, а пока паломников здесь не много.

Храмов много не бывает
Старинный храм, ставший памятником истории и культуры регионального значения, вероятно, есть одна из причин, почему здесь, в такой глуши был основан монастырь. Рядом с храмом, стоящим в центре села, для монастыря места не нашлось, потому монастырь основали на окраине села, в нескольких километрах от храма. Здесь же на территории монастыря в полуподвале они открыли временную церковь. В старинном храме службы теперь проходят два раза в неделю, а в монастырской временной домовой церкви несколько раз на дню.
Катакомбная церковь это, конечно, несерьезно, потому монахи решили построить себе на территории монастыря еще одну церковь, в честь апостола Иоанна Богослова. Строят они ее из подручных средств. Подъемного крана у них не было, они где-то нашли старый, ржавый кран 70-х годов, восстановили его и ничего, работает. Чувствуется, что лишних денег у монахов нет, потому строят сами, не нанимают ни туркменов, ни казахов, как сегодня стало модно, когда даже храмы за нас строят иноверцы. Все монахи и послушники, а их здесь около пятнадцати человек, заняты на строительстве храма. Двое служат в домовом храме, остальные служат на стройке.

Завьяловскому монастырю всего 15 лет, для монастыря это почти не срок. Но сделано ими очень много – помимо своего монастыря монахи создали и постоянно окормляют подворья в трех соседних селах.

Другая и наверно главная причина основания монастыря именно здесь. В этом районе находится много затопленных новосибирским водохранилищем сел и деревень. Во многих из них были церкви, которые теперь оказались под водой. А кто лучше монахов отмолит грехи нашего грешного прошлого?

Здесь расположен знаменитый караканский бор. Начинается он сразу за речкой Караканкой, на берегу которой мы стояли. Бор этот славится грибными и гиблыми местами. Рассказывают, что он каждый год забирает себе несколько человек, как из местных жителей, так и приезжих. Так беззащитная природа наказывает человека за вмешательства в ее законы. А когда искусственное море отступает, то приезжают искатели приключений с металлоискателями и ходят по местам, где от сотворения мира стояли села и деревни, а теперь плещется искусственное море.

Комментарии

Добавить комментарий