Встречи автора сайта с замечательными людьми. Почему умные люди пьют в России (рассказ самобытной художницы).

Почему умные люди пьют в России
Рассказы деревенских художников
Мне посоветовали: «Хочешь встретиться с настоящими художниками, езжай в поселок Межениновку, где живут две художницы-самоучки. Рисуют они хоть просто и не вычурно, но такой ляпоты и гармонии и свежести, как на их полотнах, мало где найдешь». Я, конечно, не поверил, но когда выдался случай, поехал в Межениновку и не раскаялся.

Рассказ Марины А.
Думаю, что чем больше мы видим красоты, тем легче нам живется. Иной раз вместо телевизора, раскрою окно и смотрю, и смотрю - какое это ощущение! - оставила б себе и запахи и чувства, и звуки.

Я себя художником не считаю, я просто рисую. Нам подучиться бы. Мое постоянное желание: показал бы кто, как правильно, может мы и не верно рисуем. Мы же не учились нигде. А может и хорошо, что не учились?! (Смеется), собственной дорогой идем, ни кто не мешает.

Я с детьми работаю, изо всех сил лезу, чтобы мы свою историю не потеряли. Наши знаменитые родники - Таловские чаши - знает вся область. В школу пришла: "Ребятишки, ходил кто-нибудь на Таловские чаши?" Они даже не знают, что это такое. Ну, повела я их, пришли. Столько было восхищения. Там народу столько. Они удивляются: "Откуда они все знают о чашах, а мы - нет". Так вот мы знаем свою историю.

Я страсть как люблю маленьких детей, но у меня не получилось, мне не удалось устроиться на работу в садик. Я все что знала вылила на своего сына, он у меня хорошо учится, он у меня умница. А в школу я не пошла, я люблю садик - это моя любовь. Но не получилось, пришлось переучиваться на библиотекаря.

БИБЛИОТЕКАРЬ В СЕЛЕ - ЭТО СВЯЩЕННИК
Библиотекарь в селе - все равно, что священник. Приходят мо мне, рассказывают свои беды, я должна всех выслушать. Нам на семинаре библиотекарей выговаривали, что мы
мало делаем. Да ведь не успеваешь! Ну, придет старик там, бабушка, или женщина у
которой какие-то проблемы. Я вот не могу отправить, жестко ответить, мне
вообще не нравится такое отношение к людям. Я выслушаю, поговорю, если
надо, поплачу с ними вместе, если меня это действительно затронет, - я эмоциональный человек, я не могу остаться равнодушной.

По деревне я иду, всем улыбаюсь, все со мной здороваются. В город приезжаю - заболеваю сразу, у всех маски на лицах, одели они их дома и идут по улицам, как зомби. Я потому, наверно, в деревне и живу. Бабушка ко мне придет: "Марина, ой, давно тебя не видела…", и начинает: вот то-то и то-то стряслось, я тут болела... И так целый день, тр-р-р-р-р... Я тут на своем месте, я тут нужна.

К нам три бабушки из соседнего Заречного ходят. Боже мой, как они мне начали рассказывать, у меня волосы дыбом. Представляете, 10 километров они шли на лыжах, дорогу перемело, и они легли на снег умирать - за хлебом пошли. Но сейчас вроде к ним машина с продуктами иногда ходит.

Ходят в библиотеку все больше пенсионеры, или неработающие совсем нигде и
берут только легкое. Говорят: "Ты дай мне легенькое, чтоб я прочла и все забыла".
Вот нам говорят: "Выкручивайтесь сами, делайте платный абонемент!" А с кого мне деньги брать, с пенсионерки, которая без хлеба сидит? Да как я у нее за книжку буду деньги брать, это ж ненормальность?! Ну, пробовала я платный абонемент, он жил у меня ровно полгода, потом - вот такой огромный список должников, я закинула его, да я что?!.. Они ведь там не понимают, не хотят понимать, что ко мне ходят только неблагополучные и хватаются за книги, как за последнюю соломинку.

ПОЧЕМУ УМНЫЕ ЛЮДИ ПЬЮТ В РОССИИ?
Я отношусь ко всем людям одинаково, я не пренебрегаю ни пьяницами, ни кем. Они такие же люди, может у них душа еще более ранимая, поэтому они и пьют, - я даже убеждена в этом. Потому что, как правило, умные люди и пьют в России – потому что переживают за то, что с нами происходит. Вот, поверите ли, что ни человек, к которому душа тянется, - тот обязательно пьяница.

В школу я так и не пошла работать, я очень люблю маленьких
детей - это чистая бумага, на ней пиши что хочешь. А эти, приходят -
глаза холодные, пустые, ну покойники натуральные. Нет, лучше с маленькими, у
них глазки горят, они - живые. У меня сын-старшекласник, как-то пришел со школы и говорит: "Я - пофигист".- Я тебе дам пофигист... Маленькие, они - живые, они умеют восторгаться.
Сыну покажешь, смотри, Макс, какое небо классное. - "Ну и чё?" - отвечает. А маленький будет смотреть и ахать вместе со мной. А у этих одно на уме: "Деньги, деньги". Ну, нету их, ну и что - и живем же. Книг нормальных в библиотеку уже сколько лет не поступает, меня эта несправедливость просто убивает: приезжаю в городскую библиотеку, там почти все книги новые - ну чем мои детки хуже, мои маленькие детки, которые приходят и хотят видеть яркие книжки?!

В РОССИИ ВСЕ РЕШАЮТ ВИНО И ВОДКА
Наше село дальнее, нет возможности ездить на работу в город, где как-то еще деньги крутятся. У нас же - ужас, что твориться: колхоз умирает, это конкретно. И, чувствую, уже не возродится. У нас стадо гибнет на-ту-раль-но. Почему? Вот потому, что от головы все гниет. А голова у нас у-ж-ж-ж-ас-с-с-ная. Вы знаете, вот пришла к нему, говорю: "Ну, помогите, я к кому только не ходила - мне книги нужны, ведь вы живете на этой земле, ведь это ваши дети ходят ко мне в библиотеку, ваши внуки будут ходить, неужели нельзя маленький взнос внести?". Он дал. Но за этими грошами я сколько ходила? И в последний раз пришла, спросила: "Ну что, вы мне даете деньги, которые обещали?" Он мне так смачно с матом ответил. Я, конечно, деньги пошла получила - не для себя - но больше к нему ни ногой. Очень грубый, ужас, вообще. Я понимаю, работа у него сложная, но когда умная грубость - это одно. Вот в соседнем селе он тоже матерится, но только тогда, когда ты пьяный на работу пришел, в этом случае я согласна - с нашими людьми иначе нельзя; а когда глупая грубость - это никому не нужно. Пишите, если хотите, все равно ничего не изменится, ведь начальство приезжает, все видит, посидят, выпьют вместе и все продолжается. В России все решают вино и водка.

О МЕСТНОМ УМЕЛЬЦЕ
Есть у нас интересный человек, местный умелец Владимир Л, режет из дерева тетеревов, медведей, оленей. Сколько я его вижу, он постоянно выпимши. Трезвый он - всегда замкнутый, пройдет мимо - буркнет что-то. Пьяный же - балагур, со всеми разговаривает, всех любит, мне при встрече руку целует. Понимания в семье у него нет, потому и пьет, - но может быть это его и подтолкнуло к выражению себя в творчестве. Когда вокруг понимающие люди - намного легче творить, а иногда наоборот - уходят в творчество от непонимания, потому что когда выход есть, я
думаю, легче жить. Тем более как его гнобят родные - может поласковее были бы с ним
- он бы и не пил, да и не творил. (Смеется). Вот видите, тут и не поймешь, что лучше.
Вот Евгению, мою подругу, муж тоже гнобит - чтоб она ни нарисовала, он обязательно оговорит, скажет, что плохо. Но он и сам рисует, правда от скуки. Привезет с работы рисунки, он дежурит, там ... милиционер, короче. Вот он сидит ночами - чик-чик - что-то создал, привезет - мы удивляемся: ничего себе, милиционер! И мой сын, Женя, тоже резьбой по дереву занимался. У них есть склонность к этому, но они ее не стремятся развивать. Почему? Значит, что-то им всем хватает в этой жизни.

Была у нас с Евгенией выставка. Мне охота было мнение людей послушать - что же думают о моих работах. Но я не стала продавать, специально цены завысила - мне все жалко. Не знаю почему. Не хотела и все. Как можно говорить, сколько стоит? Сидишь столько над ними... Я вот долго работаю, а Евгения, она быстро рисует, скурпулезно, но быстро. Я же нашлепаю сначала - потом вывожу, вывожу - и все это так до-о-олго, я над ней та-а-ак тружусь, а после этого
еще продавать - я лучше подарю.

Есть у Евгении одна работа, около нее на выставке все останавливались. Она в эту картину все свое звенящее одиночество вписала. Так и назвала ее - "Одиночество". До того грустная картина, я смотреть на нее не могу. Я эмоциональная, у меня как-то все это сразу выпадает. К ней придешь, как начнет рассказывать про свое бабье житье-бытье, так вообще... В общем, не все гладко идет.

Евгения уже более пятидесяти картин написала и все где-то по миру бродят, а
в доме осталось четыре или пять. "Все наши картины, - говорит, - как приветы - ветром разносит по миру, - туды-сюды."

КАКИЕ РАНЬШЕ ОБЫЧАИ БЫЛИ
Есть у нас одна бубушка – она любит рассказывать: как была молодая, как на вечерки ходила, как ее украли прямо с вечерки - в шубу завернули и увезли в другую деревню, а там уже стол накрыт. Было ей всего 15 лет, когда ее так замуж забрали. Во какие у нас обычаи были.

Мы раньше ходили с ребятами, старичкам дорожки чистили, - я вожатой была. Пока ребятишки работали, она говорит, пойдем со мной чай попьем. Она мне тогда все это и выдала. Я ничего подобного не слышала никогда. Вы представляете, - говорит, - чужой человек, он меня, в комнату завел, я на него вот такие глаза: «Ты кто?» На следующее утро побежала в омут топиться. Но вспомнила, матушка говорила, что самоубийц не хоронят на кладбище, что это грех большой. Ну и в итоге всю жизнь одна прожила. Страшная судьба.

Рассказ резчика по дереву Владимира Л.
Материал я использую самый разный. Хожу по лесу веточки, сучки разные
собираю. Вот, смотрите какой сучок? Его ни
какая электроника не создаст, а природа создала. Возвращаюсь из леса,
тащу на себе полный рюкзак, мне, тут, у подъезда, кричат: "Что дрова тащишь?" -
"Дрова", - отвечаю, они все равно не поймут, они-то думают одно, а я - совсем другое.
А эту голову оленя я готовой в лесу нашел. Иду, смотрю – олень лежит: вот это ухо уже было, рога были, глаза только доделал, ухо второе - и все, готова оленья голова.
Однажды прихожу к одному парню в гости - у него одна моя работа была. Его жена
спрашивает: "Это ты сделал?". Меня удивило, ведь мы с ней раньше никогда не встречались. Спросил: Откуда вы узнали? "У меня душа, - говорит, -
понимает, что этот человек может такие вещи делать". И кошки и собаки меня
сразу чуют - не боятся - честное слово! Когда дети маленькие в гости приходят, я беру им для забавы вилку аллюминивую, хлоп себе на грудь - она висит. Детишкам говорю: "Ну-ка, попробуйте прилепить так же к себе!" Они пытаются, но у них ничего не получается - падает. Тогда я ее в руках подержу, говорю: "А теперь пробуйте". Она хлоп и, прилипла. Меня преподавателем приглашают в городской лицей, но я туда не пойду, у меня другая работа есть, вольная - я по путям хожу, смотрю, чтоб все в порядке было. А в свободное время творю.
Раньше я много попутешествовал, походил по свету, от Урала до Владивостока прошел,
разные профессии сменил. А потом Господь наверное сказал мне: "Давай-ка, Вовчик,
что ты зря землю топчешь, - подари красоту миру!" А, что, разве плохая красота?
Я считаю - нормальная.