Мое дело землю пахать. Фермер-пенсионер из Лучаново. (проект А. Сотникова «Люди моей Отчизны»)

Мое дело землю пахать
Фермер-пенсионер из Лучаново

Как обычно бывает в России. Если сельскому мужчине повезет и он доживет до пенсии, он станет пенсионером и будет наслаждаться заслуженным отдыхом. Но Александр Павлович Бурденко из деревни Лучаново пошел по иному пути. Понимая, что на Руси сегодня все хозяева наперечет, он, отработав всю сознательную жизнь электриком-слесарем и родив трех сыновей, по выходе на пенсию, чтоб у детей были перспективы при жизни в капитализме и они смогли встать на ноги, он сам стал фермером и занялся выращиванием зерна. Сегодня, по прошествии 8 лет, у него 100 гектар земли в собственности, несколько трактором, комбайн, сушилка все то что необходимо для того, чтоб быть независимым, выращивать и собирать зерно.

Я тоже весь в кредитах, но я брал кредит чтоб сыновьям помочь, у них жи лья не было. У меня вся пенсия сейчас на кредиты уходит, но я еще и работаю зимой. Правда, фермерство я теперь закрыл, почти 33 тысячи на налоги отдал. Хватит. Я бы лучше детям или на солярку эти деньги перевел. Она сейчас 46 руб. литр стоит. А у нас в области урожайность не как в Краснодаре. У нас 27, а там 60, в два раза выше. Они врут, что у нас урожайность хорошая и я знаю для чего они это делают. Чтоб крупные фермеры, а их всего 5-6 на область, чтоб их поддерживать. А нам, мелкоте, ничего не достается. Потому мы и подняться не можем, как не рвем на себе жилы.
Колпаков из Вершинино сейчас не лучшие времена переживает. А я первый год когда начал фермерствовать, когда первый год посеял, я сам первым делом сделал сушилку. Она и сейчас стоит и сушит зерно. А у него даже до сих пор даже сушилки нет.

Фермер пенсионер
По профессии я электрик-слесарь и на пенсию ушел как электрик-слесарь. У нас тут НИИ сельского хозяйства и торфа, где я долго работал и в сельском хозяйстве разбирался. Я присматривался как работают агрономы, разговаривал с ними на разные темы, слушал и анализировал.
И трактор у меня свой был. Вышел на пенсию, стал фермером. Если бы сын старший не поддержал, я бы может и не стал. У меня три сына.

Сидоренко
Все что в Богашево и его окрестностях, это заслуга Сидоренко, все он создал. Вот личность была. Ему и звезда героя шла, но он умер, ее дали заму по науке Анохину. До Петухово до сих пор асфальт не проложили. Если бы Сидоренко был жив, тут бы везде асфальт был. Он еще при жизни асфальтовый завод на Новостройке поставил, потом его в бетонный завод переоборудовали. Он не успел его запустить, умер.

ОПХ имени Сидоренко начали уничтожать в 90-е, потому что им нужны были земли в пригороде Томска. Поселок Апрель ведь возник на бывших землях ОПХ Сидоренко, но его раньше других прихватизировали. ОПХ было должно всего 9 миллионов, 12 миллионов администрация областная выделила на его восстановление и все равно его угробили, потому что изначально такая задача была поставлена.

Германские фермеры
Здесь в Лучаново был рабочий поселок, был стекольный завод, на котором работали немцы, нагнанные сюда во время войны. Здесь у нас столько было немцев, что мама не горюй. Они теперь все назад в Германию вернулись. Некоторые приезжают, один из них работал там у фермера. Говорят, коренные немцы с ними не очень общаются, они для них «испорчены» славянизмом.

Спрашиваю у него, как в Германии фермеры живут. Их фермеру говорит государство, например: Ты сеешь столько–то зерна, половина земли у тебя должно остаться под парами. Пары мы тебе оплачиваем, сколько ты затратил солярки и всего прочего. А то что ты посеял, государство у тебя купит. Чтоб не сеял слишком много, любое государство должно это все регулировать. Государство покупает у него зерно за одну цену, а продают это зерно потом в два раза дешевле. И ни какие дотации здесь не нужны. Это все я говорил нашей администрации.
Я произвел, а вы у меня купите и что хотите с этим зерном делайте.
У нас в России дают дотации на солярку и многое другое, но я, мелкий фермер, получить их практически не могу. Мне нужно такую кучу бумаг собрать, так хорошо владеть компьютером, чтоб их получить. Зачем я тогда буду землю пахать, если я хорошо владею компьютером, мне проще будет на компьютере деньги зарабатывать. Я два раза пытался эти бумаги собрать и ничего у меня не получилось. Уже жене старшего сына говорю: Оканчивай бухгалтерские курсы.

У меня есть три трактора, сеялки, культиваторы, один комбайн, грузовик Зил – я могу все это сам водить, все могу сам подчинить. Сушилку я раз в два года унифицирую, что-то дорабатываю. И компьютер мне при этом на фиг не нужен, это не мое дело. Мое дело землю пахать.

Говорят: ты самый богатый в поселке,. А у нас со старшим сыном одна легковая машина на двоих, гнилой Жигуленок. Мы машину не можем поменять уже много лет.

Если бы я жил в Петухово, я б и там свое хозяйство открыл, зерном занимался. Я бы и зерносушилку петуховскую не дал на лом разобрать или в Лучаново ее перевез и сохранил.
В советское время у меня и награды были, и победитель соц соревнований и ударник коммунистического труда - а тогда это ценилось, это было серьезно.
Тетка моя была председателем сельсовета и ярая коммунистка.

Почему сейчас люди перестали держать хозяйство – нет возможности взять дешево комбикорм. Я держу корову, потому что у меня свое зерно.
По отцовской линии я не знаю, информации не сохранилось, а по материнской мы казаки – на старых фотографиях все в лампасах.
Чтоб что-то в нашей жизни изменить, снизу невозможно менять, все бесполезно, менять можно только сверху на законодательном уровне. На губернатора Тулеева местные жаловались, что засиделся у власти, а сельское хозяйство-то у него процветало. У него если фермер тысячу гектар посеял, он комбайн бесплатно ему выделял. Я нашим чиновникам в пример ставил – смотрите Пашково, самый северный, самый глухой поселок Кемеровской области, там новые трактора по полям бегают, с новыми рулонниками, новые комбайны у них, асфальт проложили, на фермах у них все новое оборудование...

В Лучаново церкви не было, в соседнем Ипатово была большая церковь, там сейчас одни дачи. А Лучаново было захудалым хутором, всего три дома, Ипатово было центром. Сейчас Лучаново развилось, но дальше не разростается. Даже Кресс хотел землю взять, не смог, она принадлежит Российской сельхозакадемии.

Аренда земли
Я не люблю в душу к другому человеку лезть. Вот прицепится кто-нибудь, а что ты там у себя на поле делаешь, а зачем ты взял сто гектар земли? Я говорю, я двести тысяч за эту землю отдал, а это большие для меня деньги, в кредиты залез. Хотите знать что я там делаю, приезжайте со мной поработать. Я поначалу эту землю на 5 лет аренды взял, это в 2009 году было, тогда можно было и на 49 лет взять, сейчас уже нельзя. А после аренды можно уже в собственность взять.

Землю выгодно в собственности иметь, а не арендовать. За 9 месяцев я всего заплатил 4 тыс налог, а когда она у меня была в аренде, я за год заплатил 26 тысяч. Я у них спрашивал, когда земля будет в частной собственности, сколько буду платить, не говорят. Мне знакомый один подсказал: Ты оформляй ее в собственность, пока срок аренды не вышел, ты можешь ее взять без аукциона в собственность.

Пока у меня силы есть, я буду фермерствовать. Техника у меня есть. Я могу осенью вспахать, заборонить, потом прокультивировать, посеять, у меня все эти агрегаты есть. Могу протравить зерно от сорняков. Комбайном я уберу, вывезу на сушилку, отсортирую и высушу. Весь этот комплекс у меня есть. Муку только делать не могу. Со старшим сыном думаем выйти на производство муки чтоб войти в программу поддержки сельхозпроизводителей. Написали заявку, что хотим купить мельницу, она полмиллиона стоит. Я мог бы ее и сам купить, но у меня все деньги детям ушли, чтоб им жилье купить. Им где-то жить надо.

Проблем с техникой у меня нет. Проблема только в том, что у нас урожайность не очень. Когда мы начинали 8 лет назад, у меня зерно принимали по 8-10 рублей и сейчас за столько же принимают. Но тогда цена на солярку была 18 рублей, а теперь 46. Поэтому у нас не выгодно заниматься зерновыми. С переработкой да, это другое дело, поэтому мы и думаем пойти на грант.

Я не думаю что хлеб, который у нас здесь растет хуже. Ведь когда Колчака выгнали, именно Томская губерния спасла Москву от голода. Правда тогда в Томскую губернию входил и Кузбасс, и Красноярск, и Новосибирск, и Алтай и даже часть Казахстана.

У меня сейчас одна корова, нам с сыновьями пока ее продукции хватает. Летом она до 25 литров дает, молоком, маслом, сметаной всех детей обеспечиваем.

У жены старшего сына одно время работы не было, говорю ей: Давайте для начала три коровы заведем, техника у меня есть, сеном, комбикормом вас обеспечу и работа ни какая тебе не нужна будет. Сыну я отдал дом, который еще мой отец построил, там 38 соток земли, там можно целую ферму поставить, у нас вон одна фермерша на 6 сотках 33 коровы держит. Куплю тебе доильные аппараты и все что надо, но она пока не хочет. Люди сейчас такие и воспитание нам 70 лет такое давали, что молоко нам проще в магазине покупать. А его уже и молоком скоро перестанут называть.

Есть у нас фермер З. Мы с ним вместе начинали еще в 90-е годы. Он говорил: Я буду на печи лежать, а за меня там все будут работники делать. Говорю ему: Этого еще лет 50 не будет, потому что нас коммунистами до того воспитали, что мы на частника будем вкалывать только в крайнем случае. Фермер сегодня не может лежать на печи, он должен все сам делать и во все процессы вникать. А он новый трактор купил, у него человек восемь на нем сменилось и что стало с этим трактором, в каком он теперь состоянии? Если техника по рукам пойдет, она не будет долго жить. Это редчайший случай, что кто-то может хорошего управляющего найти, который будет за него управляться. Это очень редкий случай. Если хочешь что-то сделать, делай сам или наравне с работниками.

В Сибири зона экстремального земледелия, здесь лучше всем заниматься одновременно и понемногу. Я только зерном занялся потому что у меня мало земли и небольшие посевы, у меня комбайном хватает времени все убрать. Я озимую начинаю молотить числа 15 августа. Мне чтоб 60 гектар смолотить нужно всего 6 погожих дней. Ну неужели я с 15 августа по 1 октября шесть погожих дней не найду. А больше земли я не смогу взять, ее тут всю уже позабирали. Тут у Иванова с Белозеровым война из-за этой земли идет. Белозеров взял, но не оформил, а Иванов видит что земля не оформлена, он подал на нее документы, приехал и сказал что это моя земля. И они сейчас воюют. Это крупные фермеры. Белозеров здесь живет, а Иванов городской.
Но Белозеров тоже в кредитах погряз. Технику постоянно набирает. Ему говоришь, ты остановись. Все на друга банкира надеялся ,который ему кредиты давал, а потом оказалось что на него и друг-банкир по другому смотрит. Он друг, пока ты платежеспособен. Один год неурожая и все, ты завис.

Чтобы зерновыми заниматься, нужна сушилка. У нас иначе здесь невозможно, это не Казахстан и даже не Алтай, чтоб можно было поймать погоду и убрать сухое зерно. Я вот когда комбайн покупал в Кожевниково у фермера. У него 500 гектар земли было, половину сеял, половина под парами отдыхала. У него три комбайна, а сушилки не было. Когда сухо, они успевали убрать, чуть меньше ста гектар на комбайн, они успевали за 10-12 дней. У нах на две недели лето раньше наступает, там теплее. Они заканчивают сев, а мы еще не начинали. Зерно он тоже сдавал, не перерабатывал, сразу на мельницу увозил. Пока комбайн готовили, я с его работниками разговаривал. Они говорят, что бывало зимой и лопатами зерно перекидывали, потому что зерно влажное.
Будь я помоложе, я бы конечно своих коров больше развел. Очень надеюсь что может сыновья этим займутся.
Зерно у меня стоит на продажу 8-9 рублей килограмм.

Изображения: 

Комментарии

Добавить комментарий