По следам апостолов Алтая или паломническая поездка из Томска в Горный Алтай (пока черновик)

Поездка эта случилась совершенно неожиданно. Только вернулся из двухмесячной поездки в Армению с Грузией, как через четыре дня позвонили, просили отвезти паломниц в Горный Алтай. Разве мог упустить такой случай и не проехать с профессиональными паломниками за шесть дней две с половиной тысячи километров и чуть меньше десяти храмов.

Проскоково. Кузбасс. День первый
Предложил паломницам заехать в Проскоково, перед Юргой. Оно не входило в наши паломнические планы. Учитывая то, что у них жуткая гонка и времени в обрез, но все же заехали, нужно было отдохнуть и оказалось что не зря.
Здесь оказался любопытный батюшка, всеми гонимый монах отец Сергий. Служил он даже у нас в Коларово. А гонимый за то, что правду в глаза всем говорит – а правду даже многие церковные не очень любят, ну и, наверно, за остатки гордыни. Потому что в критике очень часто присутствует гордыня (но в то же время мы не должны быть просто баранами, которые никого не должны осуждать, мы должны уметь и рассуждать, вот он и рассуждает).
Очень советую вам не проскакивать мимо Проскоково, очень оригинальный собеседник, если, конечно, вам нужно поговорить о Боге, потому что ни о чем другом он говорить не будет. Тем более, что Проскоково находится прямо на трассе.
Заехали мы прежде всего потому, что здесь находится частичка мощей Матроны Московской и из других городов, в частности Томска, люди специально сюда едут, чтоб ей поклониться. Года три назад, когда я здесь бывал, мощей тут не было, был и другой батюшка. На вопрос отцу Сергию, откуда у него мощи – а здесь теперь не только мощи Матроны, но и Сергия Радонежского и Елизаветы. Он ответил, что десять лет их собирал, ценой немалых усилий. Удивительно, захудалый храм и вдруг такие святыни.

«Церковь должна быть гонимой» (из беседы с отцом Сергием)
Отец Сергий сказал, что в советское время священники имели больше веры. Церковь должна быть гонимой, тогда в ней мобилизуются внутренние резервы. В те времена в священники шли истинно верующие. Люди, которые жили при советской власти, они были под контролем госбезопасности, они знали на что идут, пришли в церковь осознанно, они не приходили зарабатывать деньги, а сейчас в церкви почти все зарабатывают деньги. Сейчас что не дурак, тот идет в семинарию.

На вопрос о подростках отец Сергий ответил, что почти все подростки из церкви уходят, даже те, которые ходят в воскресную школу, правда потом опять вернутся. Дети хорошо чувствуют ложь у взрослых.

О церковнючих
Еще от отца Сергия мы узнали новое слово, церковнючие. Может быть им и изобретенное. За свою поездку мы встретим их не раз, были они даже среди нас. Сказал, что за полтора года, что он в Проскоково, начал с того, что разогнал из общины всех церковнючих, то есть истеричных бабушек, которые храму приносят больше вреда, чем пользы. Это те одинокие, кто от скуки и безделия в нее приходят, веры не имея, а встречая из там, истинно верующие или кому там действительно нужно быть, отвращаются от Церкви.
Церковнючих можно встретить почти в каждой церкви, где батюшки опустили руки и не вычищают от них храм Божий, он не поленился и очистил. Ряды его общины сильно поредели, но зато в ней остались истинно верующие.

Мытищи. Духовный Афон
Перед Новосибирском заехали в Мытищи в храм иконы Скоропослушницы, в нем есть чудотворная икона Иверской иконы Божьей Матери, список с Афона. Здешний батюшка вспомнил (жаль не записал его речь на диктофон), что у них были монахи с Афона, так они сказали: Не понимаем, зачем вы ездите к нам на Афон такую даль, если у вас здесь свой духовный Афон.
Еще сказал, что мы будем держать ответ за каждое праздное слово, которое не приближено к Богу.
Оказывается паломникам в Мытищах можно вкусно и недорого поесть – нужно только уплатить в кассе соседнего с церковью домика, где торгуют книгами, рублей 50-70 за человека и смело идти в церковную трапезную, где добрых людей ждет «шведской стол». Нужно перекреститься, прочитать молитву, как делают все православные перед едой и можете смело кушать, сколько сможете съесть.

Паломничество наше, это как одна сплошная шестидневная непрекращающаяся служба. Паломницы в машине постоянно читают молитвы, акафисты, слушаем записи церковных песнопений и лекций (например профессора Осипова, хотя кто-то и говорит, что у него много ошибок, но для новоначальных он может быть очень даже полезен), еще в каждой новой церкви мы беседуем каждый раз с новым батюшкой – а это как новый мир. Обычная служба идет 2-4 часа, наша же единая служба идет 6 дней.

Из значимых разговоров в пути:
О возрождении Троицкого кафедрального собора
Когда Томск посетил патриарх, он с удивлением воскликнул: Как так может быть, Томск - единственный областной город, где еще не восстановлен кафедральный собор. И в самом деле, Богоявленский наш собор, он временно выполняет роль кафедрального, он слишком мал для Томска, чуть только какой небольшой праздник и прихожане все уже не могут войти, вынуждены стоять на улице. У нас уникальный один из самых антихристианских русских городов, не случайно из него делают третий Рим. Когда Томск посетил главный раввин России, он открытым текстом сказал: Томск мы хотим сделать иудейским центром. Вот и делают. В Томском государственном университете, главном университете Зауралья не только не восстановлена до сих пор часовня, существовавшая до революции и на главном корпусе возвышался крест. Более того, теперь напротив университета установили перед зданием Облсовпрофа масонский памятник, прозрачный куб с масонскими символами. Говорят, что второго такого памятника в России нет.
То что антихристианская «община» Томска очень сильна, это знают или чувствуют почти все жители. Потому что если у нас удастся возродить Храм Христа Спасителя, то есть кафедральный Троицкий собор на Новособорной площади, который был почти точной его копией. Они понимают, что тогда город выйдет из полуаморфного состояния и духовно оживет.
Поэтому они недавно поставили потихоньку этот символический памятник сумасшедшему всаднику. Странно это, в городе основанном казаками, поставить в центре города, максимально близко к разрушенному собору, памятник обезумевшему коню и казаку с искореженным от предсмертного страха лицом.

По легенде, когда всадник встречает пятилапого волка, а именно его встретил этот всадник, установленный в центре Томска, то эта встреча есть предвестие скорой гибели всадника. Кто устанавливал этот символический памятник, конечно, прекрасно прочитывал символ – обезумевший вздыбившийся конь с порванными удилами и всадник с лицом искаженным безумием. Чью именно скорую смерть символизировал этот символ, казака или духовную смерть города. Говорят, аналог такого памятника, его прототип, стоит в США в Ганновере?

Если продолжать эту тему. Вообще, Томск весь уставлен масонскими памятниками, один из старейших, это памятник декабристу М. Батенькову на трамвайном кольце. Считается, что Батеньков в масонской иерархии занимал не последнее место. И опять памятник этот установлен на том самом месте, где когда-то стоял православный храм, кроме того, памятник установлен не где-то, а на месте его алтаря и тропинка по площади сделана так, чтоб ничего не подозревающие люди проходили через алтарь, а ведь это большой грех. Потому что если храм разрушен, то духовный храм все равно стоит, более того, в нем до сих пор идут службы. Как-то видел бабушку, которая сначала пошла через площадь, забылась, потом вспомнила, остановилась, незаметно перекрестилась и пошла в обход трамвайного кольца.

А то что в нашем богоспасаемом городе, не все так хорошо, это даже прекрасно – значит и вера у нас сохранится, значит есть где применять силы. Если бы все было шито-крыто, такой вере без сопротивления, грош цена. А когда на каждом шагу препятствия, тогда у церковного знамени остаются единицы и только истинные бойцы за веру православную.

Сорочий лог. Скит Иоанна Предтечи. Скидывайте свои грехи
Это необычное место я когда-то уже открыл для себя. Здесь всего четыре монахини, а как много сделано! Встают монахини в 4 утра, молятся, потом труд, спят, говорят, когда придется.
Настоятельница, матушка Марфа постоянно нам советовала каждый день читать хоть по чуть-чуть Псалтырь и Евангелие.

Еще матушка рассказывала о двух девушках, которые приехали с грехами, прямо гроздья на них висели. Говорит им: Идите в храм, скидывайте свои грехи. Когда те причастились, вышли из храма. Кинулись к ней, обнимаются, смеются – ну вот теперь сразу видно нет грехов, все скинули.

Из значимых разговоров в пути:
Алтайцев было легко научить любви
Алтайцы – это не один народ, это много разных народностей, они очень разные, даже язык друг друга часто не понимали. Объединяло их то, что они очень добрые, потому их вытеснили другие народы с исконных земель и они были вынуждены прийти на Алтай, где жить очень тяжело. Есть такая версия, что в самых суровых условиях селятся самые только самые добрые народы. Скажем, на Кавказе, где климат как правило хороший, живут боевые народы. Они там живут с первобытно-общинного строя и их ни кто не смог с места сдвинуть.

100-200 лет назад Алтайская духовная миссия воцерковляла алтайцев, которые жили в полудиком состоянии. Необычность ситуации состоит в том, что теперь мы едем на Алтай, чтоб у алтайцев наоборот учиться вере, которую мы, жители городов утеряли, они, глубоко в горах, сохранили.

В поездке от двух батюшек мы слышали важную мысль, что мы – новоначальные, мы теперь как первоклассники духовной, то есть самой главной школы. То что из нас двое были пенсионерки, это не важно, мы все четверо были – новоначальными, пошедшими в первый класс духовной школы. Кто-то из нас перейдет во второй и так далее, а кто-то останется на «второй год». А ведь кто-то, и таких большинство, в Главную школу вообще не идут. Считая, что обычной средней школы достаточно. Только теперь мы поняли, как мало дает обычная средняя школа, почти ничего не дает, что человеку действительно нужно для жизни, что необходимо как воздух. Это мы все впервые в жизни поняли.
А вообще, должен сказать, что паломничества это самый интересный и самый ценный вид отдыха. Я уже лет двадцать удивляюсь, что это за отдых - поджариваться на солнце или впечатляться эйфелевой башней.

Комментарии

А ещё, внутри храма в честь иконы Скоропошлушница (станция Мочищи Новосибирской области) написаны вот эти золоты слова:

Ищите Бога, Ищите слезно,
Ищите люди Пока не поздно.
Ищите всюду, Ищите каждый,
И Вы найдёте Его однажды.
И будет радость Превыше неба,
Но так ищите, Как нищий хлеба.

Здравствуйте!
На Дроме не дали прочитать все Ваши мысли. Нашел тут.
По поводу масонских памятников - согласен! Не туда наши средства идут, ой не туда...
У самого сердце кровью обливается, глядя на разрушенные храмы в центре и северо-западе России.

Добавить комментарий