Церковь Спаса Преображения, село Никола-Высока

Один из лучших памятников культового зодчества в районе. Кирпичная церковь стоит в центре села, на возвышенности. Западный фасад обращен к улице, восточный - в сторону кладбища и протекающей в низине речке. В литературе церковь датируется 1820 г., однако стилистические особенности храма и трапезной характерны для позднего барокко и с большой уверенностью позволяют датировать их концом XVIII в. К 1820 г., скорее всего, относится строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной в стиле позднего классицизма. Небольшой притвор, соединивший трапезную с колокольней, сделан в середине XIX в. Высокий трехсветный четверик храма имеет граненую кровлю с высокой стрелой подъема. Тонко прорисованные луковичные главы поставлены на высокие граненые барабаны. Центральный барабан световой, боковые глухие. Сильно пониженные по отношению к четверику объемы апсиды и двухпридельной трапезной почти равны ему по ширине. Над алтарем и приделами поставлены небольшие главки. Завершает общую композицию трехъярусная колокольня, слегка сдвинутая к северу от продольной оси здания. Ее развитый объем, включающий полуярус и резонатор звона, увенчан главой в форме вазы.
Фасадная декорация храма имеет плоскостной характер с преобладанием вертикальных членений. Три яруса оконных проемов помещены в узкие прясла, отделенные друг от друга лопатками. Такими же лопатками обработаны углы четверика. Широкий венчающий карниз включает сухарики и филенчатый фриз с декоративными кокошниками. Над карнизом, между боковыми главами, помещены ложные люкарны. Арочные оконные проемы обрамлены простыми наличниками. Лопатки на фасадах апсиды и трапезной обработаны рустом. Колокольня, насыщенная ордерной декорацией, впечатляет мощной пластикой и монументальностью форм. Во всех основных ярусах использованы колонны тосканского ордера, несущие антаблемент с массивными карнизами, которые украшены мутулами. В декорации барабана использованы изящные ионические пилястры. Белокаменные детали декора отличаются тщательностью исполнения.
Высокое помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, который прорезан отверстием светового барабана. Апсида перекрыта конхой, четырехстолпная трапезная - системой коробовых сводов с распалубками. В храме сохранилась одновременная ему клеевая живопись, выполненная в традициях барокко. Росписи изобилуют многофигурными динамичными композициями с архитектурными фонами и пышным растительным орнаментом. Отличающиеся особой чистотой форм трехъярусный иконостас и надпрестольная сень выполнены в первой половине XIX в. в стиле зрелого классицизма.

Еще фото.

Фотографии: 
Расположение: 

Комментарии

Добавить комментарий