Лекция Ирины Евтихиевой

(отдельные мысли)
Вчера побывал на выставке икон Богоматери из собрания музея им. Андрея Рублева, в Томском художественном музее. За несколько дней на той же выставке побывала моя жена, но думаю что она не увидела и сотой части того, что видели мы. Она была на выставке, но не на «лекции» Ирины Евтихиевой, главного, а может единственного, специалиста по иконам в нашем богоспасаемом городе.

Мы все видим и знаем иконы, мы постоянно встречаем их в храмах, но они для нас остаются тайной за семью печатями – вы ни разу не ловили себя на этой мысли?

Уже несколько лет я не был на «лекциях» Ирины Евтихиевой, то ли вырос я, то ли изменилась она, но эту воспринял как «откровение». Ирина Евтихиева никогда не говорит на определенную тему, она всегда рассказывает обо всем на свете, точнее о том главном, о чем только мы и должны говорить.

Какие-то места из встречи были особенно важны для меня, потому попробую их здесь зафиксировать, на тот случай если память не удержит – может они будут важны и вам.

1. «Самая первая икона Богоматери была написана самим евангелистом Лукой».

Многие слова ее лекции-проповеди спорны, по другому и не может быть, ведь она читала не с университетской кафедры, не с церковной паперти, она говорила в светском учреждении для людей, которые на минуту может забежали в музей, кто-то зашел просто погреться и его нужно было «зажечь» на всю жизнь, кто-то из забежавших никогда не бывал в храме и его тоже нужно было зажечь – на всех их была ориентирована эта лекция-проповедь, начальный огонь веры должен был вспыхнуть в каждом. Потому и язык лекции, это язык «улицы», и это при том, что это был язык высококультурный и высокодуховный…

2. «Русские иконы – одно из величайших достижений мира».

3. Фигуры изображаемые на иконе – недвижные, они все замерли. Почему? Потому что человек показан в миг встречи с божественным. Попробуйте встретиться с Богом и вы тоже в этот миг остолбенеете.

4. Почему иконы без подписи? Икона - это совместная работа с Богом. От себя дополню, что, например, вся великая русская литература это тоже совместная работа, только в иконе ее во сто крат больше, в литературе - только вспышки, где-то больше (Достоевский), где-то меньше (Толстой), а где-то и совсем нет...

Эти лекции-проповеди не только об иконе, но обо всем на свете. Ведь с людьми, оказавшиеся в этом зале, никогда не говорили о главном, ни в школе не говорили, где нет Закона Божьего, ни в университете, а с кем-то не говорили даже дома их родители, на ТВ и в газетах эти темы тоже стараются не задевать.

Потому она касалась самых разных тем. Например, политики: Разделяй и властвуй это все от дьявола – это о том, что происходит в наши дни на Украине.

5. «У иудеев в древности были очень строгие законы, семья не имевшая детей, не могла даже в храм зайти, они не допускались к причастию, были изгоями». Нам подобных законов сегодня тоже не хватает.

6. «Икона это не произведение искусства – это явление абсолютно другого порядка».

В этот день случилась большая дата для Томска – 150 лет со дня смерти святого праведного Федора Томского или легендарного старца Федора Кузьмича. Это его единственная зафиксированная дата, потому что дня его рождения мы не знаем. Со слов И. Евтихиевой, это один из величайших святых нашего времени.

То что происходило в художественном музее, это шаг миссионера, сегодня мы все, каждый у своего рабочего станка должны становиться миссионерами – одни в музеях, другие в школах, третьи на дискотеках... Мы все должны становиться Андреями Кураевыми в своей среде.

7. В иконе нет пространства и времени – потому что на небесах нет ни того, ни другого, там нет наших измерений.

8. «Мы русские не избранный народ, мы просто иные, у нас иной исторический путь».

А что собственно такое есть миссионерство? Это не говорить о высоких и правильных вещах. Главная задача миссионера вызвать зависть.

9. О современности. Какая бы безумная наша эстрада ни была, но русская эстрада все же «целомудренее» западной, ни кто из них не додумался назвать себя именем Богоматери.

10. Икона - это вещи одновременно великие, святые и очень простые.
* * *
Уже уходя из музея, спускаясь по лестнице, я обратил внимание на подъемник для инвалидов – дорогостоящая машина, стоимостью в несколько десятков тысяч, а может и сотен тысяч рублей. Естественно подумал, как нищий музей смог это себе позволить и главное, зачем? Ведь всем нам известно, что даже не все наши больницы оборудованы до сих пор лифтами и подъемниками. Решил узнать, работает ли он. Ожидания, к сожалению, подтвердились - нет. Подъемник купили или кто-то подарил, получили по гранту, а на его поддержание в рабочем состоянии средств у музея естественно нет.

На этой лекции-проповеди главное было даже не новая информация, не знания, а особая атмосфера любви, благости и всеобщего обожания, - которую мы ищем повсюду и впитываем в себя и потом несем и помним о ней всю жизнь и раздаем окружающим. Атмосфера которая должна вызывать зависть. Мы все специалисты в агрессии, мы знаем места, где ее так легко получить, мы знаем как на нее ответить – но места где дают истинную любовь нам мало известны.
(Проходят лекции-беседы почти ежедневно, выставка открыта до 27 февраля)

Фото надеюсь сделать на выходных.

Изображения: