Святые и благостные места Сибири (материалы к карте) На основе прошлогодней экспедиции 3

Далматовский свято-успенский мужской монастырь

Курганская область, город Далматов

Мы никак не ожидали мы увидеть посреди Руси, при выезде из Сибири, старинный монастырь, окруженный чуть ли не средневековыми крепостными стенами. Я видел подобные монастыри на Валааме, в Пскове и Оптине, но о них знают все, а кто слышал про Довлатов монастырь? Мы тоже о нем слышали впервые.

В монастырь нас приняли, несмотря на поздний вечер. Поселили без лишних разговоров в монастырской гостинице, маму с детьми отдельно, меня отдельно. Естественно все бесплатно, все монастыри все делают только на пожертвования.

Утром я пойду на службу. Начинается утренняя служба в 5 часов. И вот, стою я в храме, шатаюсь, засыпаю от усталости и недосыпа, а они все здесь каждый день так встают. Рядом два монаха стоят как солдаты, кладут поклон за поклоном, для них служба с восходом солнца - обычное дело.
Вы когда-нибудь задумывались, чем отличается монах от военного? По большому счету разницы между ними нет ни какой. И те и другие служат, все остальные просто работают, больше не служит ни кто. Мы с вами просто ходим на работу. И те и другие защищают нас от врагов, одни - от внутренних, другие от внешних. Больше ни кто этим не занимается. Монах - он тоже «военный», только у него враги – невидимые. И те и другие всю жизнь стоят на посту, чтоб в любой момент вступить в смертельный бой. Причем военным проще. Если, например воин бросается на амбразуру и погибает, то монах на амбразуру кидается каждый день. Это тяжелейшее служение. Недаром говорят, что самый тяжкий труд, это молитва.
В Долматовском монастыре мы познакомимся с молодым монахом, отцом Германом (Беляевым), на которого тут возложено послушание экскурсовода. Он преподаст нам великолепный урок – смирения, послушания и раскаяния.
Расскажу, как мы с ним познакомились. У первого монаха, которого мы увидели, мы спросили, может нам кто-то рассказать о монастыре? Он куда-то позвонил и пришел немного раздраженный отец Герман. Позже, он расскажет, что его от такого интересного дела оторвали, он обжигал уголь для лампадниц, ему это так нравилось, а тут опять заставляют с мирскими вести беседы. Но он монах, ему нельзя своевольничать, и уж тем более, нельзя впадать в грех раздражения, он обязан без раздумий, как солдат, выполнять возложенное на него послушание, обязан «бросаться на любую амбразуру». А он, по молодости лет и неопытности, позволил себе слабость. И все последующее его многочасовое общение с нами, его затянувшийся на полдня рассказ о монастыре, это было постепенное искупление этого греха. Это мы, мирские, всю жизнь можем прожить в раздражении или унынии и не замечать этого, для монаха это непозволительная «роскошь».

Таким образом отец Герман провозится с нами полдня, пока не искупил полностью свою «вину». Мы обойдем с ним весь монастырь: пройдем по крепостным стенам, сходим в заброшенный храм, где сохранились старинные фрески, поднимемся на колокольню, зайдем в монастырский музей и на источник. Этот источник был осквернен в советское время и теперь вода в нем пахла мазутом. Но, как сказал отец Герман, за 10 лет существования монастыря, запах мазута уменьшился и монахи продолжают молиться, чтоб он исчез вовсе.
Советская власть разрушила в довлатовском монастыре два храма, один монахи уже восстановили, второй, большой еще и не начинали.
Древний Долматовский монастырь очень молод, после его возрождения прошло всего 10 лет, потому средний возраст здешних монахов 30-45 лет. Потому и старчества здесь еще нет, ему просто неоткуда взяться. Да, сложно сегодня монастыри восстанавливать без старцев. Но приходится.
Ада сейчас нет, он весь сошел на землю
Настоятель довлатовского монастыря постоянно ездит набираться опыта в другие обители – Псков, Оптину, Сергиеву лавру… Монахи, а их 15 человек, учатся у него и друг у друга и черпают, конечно, опыт в духовной литературе. Это беда не только довлатовского монастыря, это беда всеобщая, что нет сегодня живой проповеди, нет старцев и проповедь приходится подменять книгами. Слава Богу, что еще есть книги. Ведь какие-нибудь 20 лет и книг не было, а говорят, что еще через 20 лет этих книг уже опять не будет. Да, монастырям сейчас не просто, но что монастырям, нам всем сейчас не просто. Как сказал нам один священник: Я вас прошу, молитесь, как можно больше молитесь, потому что ада сейчас нет, он весь сошел сюда, на землю
Почему так важно старчество? Ну что все, в конце концов, пристали к бедным старцам, бродят по стране, ищут неких последних старцев, как последнюю надежду. Говорят, что старцев нет ни где кроме России, их нет даже за границей, где есть вообще все, но старцев нет. Последние были у нас. Ищут их, идут к ним с разными вопросами, потому что больше идти не к кому, потому что есть вопросы, на которые ни кто другой не ответит. Монастырь – это тоже семья, только семья духовная. Монастырь это не стены, не храм, настоящий монастырь это прежде всего старец, передающий свой духовный опыт, окормляющий свою паству. Но теперь старцев осталось мало, почти нет, а если они и есть, то прячутся.
Мы беседовали с отцом Германом на разные темы, а когда коснулись темы канонизации Николая II, он вспомнил слова старца Анатолия Потапова, а старцы ничего просто так не говорят: Судьба царя – судьба России, радоваться будет царь, радоваться будет и Россия, заплачет царь, заплачет и Россия, а не будет царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без царя будет смердящая Россия. Вот и получается, раз русский народ отрекся, мы теперь живем как без царя в голове, - заключил отец Герман слова старца. Вот вам и ответ на вопрос, заслуживаем ли мы то правительство, которое имеем. Если Господь сказал, что все волосы на голове человека сочтены, то уж управление целой страной осуществляется явно не без Его воли.
Когда отец Герман провожая, вывел нас за стены монастыря, он скажет: «Помните, что в монастыре была одна жизнь, за стенами монастыря вас ждет совсем другая жизнь». И мы это сразу ощутили. Жена потом скажет о монахах: «Странные они». Что она под этим подразумевала? Возможно то, что они бесполые, они не мужчины и не женщины, поэтому они очень ласковые, добрые и доверчивые, и так не похожи на остальных людей, которых мы встречаем в жизни.

Нам повезло, что долматовский монастырь еще не раскручен, потому нас здесь так хорошо приняли. И обогрели, и обласкали, и спать уложили, и накормили… Я хотел, чтоб дети побывали на общей монашеской трапезе, увидели все воочию – один монах при этом читает обязательно молитву, начинают трапезу и заканчивают общей молитвой. В долматовском монастыре у них еще правило, они садятся за стол все вместе и встают тоже вместе, как солдаты, пока не закончит есть последний. Нашему сыну всего 6 лет и пока он все не доел, все монахи нас ждали, сидели на своих местах.

Изображения: