Неформатный батя или священник из спецназа:

Неформатный батя или священник из спецназа:
«Что мне не нравится в православии»

Часто ли мы можем встретить священника, который прыгает с парашютом, который ломает кирпичи головой. В Томске один такой есть, точнее был. Не так давно он переехал в соседнюю Кемеровскую область. В Томске ему стало душно, в Томске он не мог заниматься любимым делом, ради которого он живет и служит – лагерем для трудных подростков «Вифлеемская звезда».

Из беседы с отцом Михаилом Максименко:

Я сам из трудных подростков, сам состоял с 12 лет на учете в милиции. И когда так получилось, что я стал священником, большинство детей, которые ко мне пришли в воскресную школу, а это был 97-й год Кожевниковский район, они состояли во всех органах контроля. Хотя на мой взгляд, большинство этих детей, на самом деле, не являются трудными.

Потом выяснилось, что ни один лагерь не хотел брать этих детей и передо мной встал вопрос о создании такого лагеря. Когда дети приезжали в лагерь, я не позиционировал себя как священник отец Михаил, некий гуру, который должен их к чему-то привести. Я им говорил: Вы знаете, что я священник, но я не собираюсь вас воцерковлять, не собираюсь крестить, единственно что я вас прошу – утром и вечером присутствовать на молитвах. Вообще-то я рясу ношу, но в лагере мне удобнее в камуфляже.
Я им предлагал общаться на ты, хотя может это педагогически и не правильно. Они меня называли просто Батя.
Как правило те, кто был в предыдущем сезоне непокрестившиеся, они выражали желание креститься, потому что крестными у них становились замечательные для среднестатистического мальчишки люди – офицеры взвода специального назначения северской дивизии, один из самых главных пожарных г. Северска или известный на весь город участковый, местный дядя Степа.
Естественно, у нас возникают беседы, близкие к церковным. Я им говорю, завтра я совершаю богослужение в Кожевниково, если кто хочет ехать со мной, пожалуйста, но учитывайте, что у нас во время службы состоится таинство исповеди и причащения. Кто знает что это такое? Кто не знает, я расскажу. Но к таинству причастия требуется подготовка.

В промежутке между лагерями у нас были запланированы встречи, посвященные главным христианским праздникам – Рождеству и Пасхи. Для этого все желающие приглашались в город Северск. Туда не так просто заехать и самое главное в этой программе – участие в ночном богослужении. И к этому ребята тоже готовились. Так ненавязчиво я подводил их к чему-то важному. Поэтому могу сказать, что большинство моих воспитанников имеют представление о христианстве. Хотя есть и отрицательный опыт.
Одна моя воспитанница, она победитель конкурса «Акула пера», в какой-то момент у нее случился свой внутренний мировозренческий излом и сегодня она себя позиционирует как антицерковный журналист. Она руководит штабом Навального. Я понимаю что у нее в голове произошло и это моя боль. Но очень надеюсь, что эти революционные вихры пройдут с возрастом. Хотя, наблюдая ее критику, я вижу и справедливую критику отдельно взятых церковно-политических проявлений.

Что мне не нравится в церкви
Я как представитель другой епархии, могу говорить более свободно. Критика раздающаяся по отношению к церкви отчасти справедлива и даже ей полезна. Сегодняшняя внутрицерковная ситуация мне очень напоминает 85-87 годы. Газеты нам бодро пропагандируют, что у нас собран весь урожай, мы все идем к светлому будущему, а в реальности мы видим спившийся колхоз, который не смог убрать урожай и он ушел под снег.
Есть вещи, которые мне очень не нравятся. Священник он всегда был средним классом. Нужно понимать, что мы священники очень разные, есть умные, есть глупые, есть честные и бесчестные, мы тоже люди со своими человеческими слабостями. У нас существует своя иерархия, есть власть предержащая каста, есть духовенство – рабочие лошади, есть священники, которые ревностно горят своим служением, и вот на пути ревностного горения, они чаще всего ошибаются, потому что не ошибается тот, кто ничего не делает. Есть серая масса, которая вообще ничего не делает. Он абсолютно чист в своих проявлениях, он раз в неделю выглянет из своей убогой кельи, махнет кадилом три раза, закроется и о нем ни кто не знает – очень много такого духовенства. Но лично мне интересны те, кто пытается что-то сделать, несмотря на свои ошибки.

Еще у нас на удивление похожи президент и патриарх. Патриарх Алексий был абсолютно спокоен, ни кого не наказывал, все происходило как происходит. Такой же был и Ельцин – берите кто сколько сможет съесть...
Если раньше я мог присутствовать на собрании студентов и высказать свою точку зрения, сказав, что это не мнение всей церкви, а только мое. Сегодня для меня это может вылиться в большую проблему.
Нас замучили отчетами. Доходит до абсурда – не важно, как я провел мероприятие, главное чтоб я хорошо отчитался. Это бред, но клянусь дьяконом, я в нем точно не виноват.
Но в работе с молодежью, а это моя стезя, это вообще страшно губительно. Дети они все прекрасно понимают. Порой приходится с ними договариваться: Ребята, у нас сегодня с вами официальная лекция «Патриарх Кирилл в истории русской православной церкви». Меня все услышали? Теперь давайте все сфотографируемся. Все, лекция закончилась. Как живете, ребята, давайте чайку попьем…
Хотя Томская епархия она вообще недотягивает по уровню отчетности. Митрополит Томский и Асиновский Ростислав, он просто кидает эти бумаги, которые на него спускаются и ни как на них не реагирует. В Кемеровской епархии все иначе, личность Тулеева играет свою роль.
Слава Богу я аполитичен. Но я полностью согласен с Кураевым, что если мы будем и дальше сидеть перед телевизорами, ничего не делать и слушать их басни, то в том виде Россия через 20-30 лет перестанет существовать.

Ахиллесова пята современной церкви
Причины моего ухода из Томской области банальны. Было сделано все, чтоб мое детище, лагерь для трудных подростков «Вифлеемская звезда» прекратил свое существование. Поэтому мне пришлось уехать в другую область.
Что мне не нравится в сегодняшней реалии? Когда я был семинаристом, во главе стоял отец Леонид Хараим. У нас преподавали лучшие педагоги, они получали хорошую зарплату, сейчас это делается в лучшем случае во славу Божию. Естественно, хороших педагогов там не будет. Еще отец Леонид ценил семинаристов, которые с ним не соглашались, которые имели собственное мнение. Тени не было о репрессивных мерах, - сейчас все иначе.

Я могу понять, почему сегодня среднестатистический юноша не идет в семинарию, я сам своих ребят не пускаю в семинарию.
Мне не нравится, что в церковной системе нет самокритики и анализа, это одна из ключевых проблем русской православной церкви, ее ахиллесова пята.
Семинарист сегодня закрыт от всего внешнего мира. Ежедневно в него вкачивают две главные мысли, что его священноначальник – это главный человек в его жизни, а если не нравится, значит послушание в виде поста и молитвы. И почему-то считается что так воспитается хороший человек. Выйдя в мир они сразу начинают ломаться и кто посерьезнее, уходит из этой структуры на долгие годы.

Наши дети ваххабитами не станут
Понятно что каждые пять лет подростки меняются, но сегодня у меня какое-то ускорение. Эти коммуникации, они конечно нужны, но они настолько дебилизируют население, что я просто развожу руки. С каждым годом мне все сложнее и сложнее говорить с подростками на темы активного образа жизни, им все больше и больше это не интересно.
Несколько лет назад я водил подростков на Эльбрус. В Кабардино-балкарии мы сидели в кафе и выяснилось, что мой двоюродный дядя воевал в этих местах и я был лучшим гостем хозяина кафе. Когда он узнал, что я священник, он вообще пришел в неописуемый восторг.
У них в поселке есть два муллы, молодой и стары, молодого уважают гораздо больше, потому что он мастер спорта по борьбе и он все свободное время занимается с детьми борьбой. «Мы точно знаем, сказал он, что наши дети ваххабитами не станут». У нас, к сожалению, все наоборот.
Почему наши подростки уходят из воскресной школы? Потому что среднестатистическому священнику воскресная школа не нужна. За 20 лет свободы церкви у нас не существует ни одной здравомыслящей программы воскресной школы. Наша церковь вкладывает деньги во что угодно - в золочение куполов, в автомобили священников, но только не в подрастающее поколение – у нас очень не любятся тратиться на профессионалось. А вы для интереса зайдите в еврейскую синагогу и посмотрите расписания их кружков, насколько там интереснее заниматься детям, они на них не экономят.

Дети это непослушное стадо оленей
Нужно понимать, что дети это всегда непослушное стадо оленей, которые обязательно что-то не так делают, не так поклонились, не так перекрестились. Они приходят к нам не с луны, их московская патриархия не клонирует, они все приходят со своими проблемами. На них нужно потратиться, вложиться хотя бы через педагога...
И еще немаловажная проблема – наркотики. Хотя в Томске с наркотиками все не так плохо. Я служил одно время в городе Тайга, если ее сравнивать с Томском, вы вообще наркотиков не видели. Наркотики там в школах распространяются как амвей. Но судя по отчетам госнаркоконтроля, в Тайге все замечательно. В реальности мне с ужасом подростки рассказывали, как 7-ми классник заработал распространяя наркотики на более крутой смартфон. Мальчик потом пропал, его нашли через полгода, сердце остановилось, покурил какой-то спайс.

Диверсия
У меня ощущение, что это диверсия, иначе не назовешь. По официальным данным в России в сутки умирает всего 230 наркоманов. Если поделить на число субъектов, в Томской области в сутки умирает три наркоши. Я в это не поверю! Но даже если эти 230 умножить на 365 дней, получится 80 тысяч. Это население города Юрги, где я теперь служу. Юрги в год нет. В Чечне таких потерь не было в сутки.

Дело не в машинах
Но дело не только в машинах священников. У меня есть глубоко уважаемый мной священник, который ездит на дорогом джипе. У меня не поднимется нога его пинать, потому что я знаю чем он занимается. Он бизнесмен, у него минимум две фирмы. Его джип с номером О 100 КО – он Отец Константин – знают все в городе. Он создал структуру, которая занимается людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Потому что кроме него, они больше ни кому не нужны. Он говорит: Я готов вас одеть, обуть, я дам вам кров, но вы у меня будете работать ровно три месяца. За это время мы восстанавливаем ваши документы. Работать вы будете с 8 утра до 7 вечера, с 2 часами на обед. Единственное условие, попадетесь на алкоголе, разрываем договор. Субботу и воскресенье вы обязаны посещать богослужение, еще вы обязаны слушать ежедневный евангельский текст. Я не заставляю вас быть православными, но это мое условие. В Юрге этот батюшка построил четыре храма из пяти действующих. Я считаю, что он достоин этой машины. Важно что делает человек. Если он храмы строит, бомжам помогает, наверно он достойный человек и наверно может ездить на такой машине.

Меня можно найти «В контакте» - Михаил Максименко

Комментарии

Добавить комментарий